ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ПЕРФТОРАНА В ЛЕЧЕНИИ КРИТИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ РАЗЛИЧНОГО ГЕНЕЗА
Г.С. Кичев, С.Н. Веремеенко, И.В. Озерова, Ю.В. Беляев, С.А. Щербаков, В.В. Котляров, А.В. Ковалева
Городская больница № 1, г. Пятигорск
В последние годы отмечена устойчивая тенденция к расширению практики применения кровезаменителя с газотранспортной функцией - перфторана при развитии у больных критических состояний различного генеза. Это обусловлено способностью препарата улучшать газотранспортную функцию крови, устранять циркуляторную и тканевую гипоксию, а также защищать жизненно важные органы от декомпенсации (1, 2).
Материалы и методы. В течение последних 6 лет в отделении реанимации Пятигорской городской больницы № 1 применяли перфторан в комплексе лечения критических состояний, вызванных различными причинами. По этиологии критических состояний больные распределились следующим образом (табл. 1).
Таблица 1. Распределение больных по причине критического состояния
Причина критического состояния |
Число больных (чел) |
Черепно-мозговая травма Отравление угарным газом Утопление Механическая асфиксия Отравление опиоидами Панкреонекроз Травматический пульмонит Жировая эмболия |
22 2 2 3 11 7 8 4 |
Всего |
59 |
Тяжесть состояния всех больных (пострадавших) при оценке по шкале АРАСНЕ 3 в среднем составила 93 ±1,8 балла. Всем больным вводили на фоне общепринятой терапии перфторан из расчета 4-8 мл/кг в первые 6-8 часов после поступления в отделение реанимации; повторное введение производили через 12 часов в той же дозировке. Была установлена оптимальная скорость введения перфторана -
4-6 мл/мин (3). У всех больных проводили исследование доставки, потребления и коэффициента экстракции кислорода, а также данные энцефалограммы. У больных с панкреонекрозом, помимо оценки газотранспортной функции крови, производили исследование
альфа-амилазы крови, а также ультразвуковое исследование (УЗИ) поджелудочной железы в динамике.
Результаты исследования. У больных и пострадавших, получивших перфторан, в сравнении с контрольной группой, отмечали увеличение доставки кислорода на 14.5%, потребления кислорода на 24,8%, коэффициента экстракции кислорода на 22,1%. Введение перфторана приводило к уменьшению патологической биоэлектрической активности головного мозга с уменьшением спектра мощности дельта-волн на 32,8%, увеличением спектра мощности альфа-волн на 28,6%. У больных с панкреонекрозом, помимо положительной динамики газотранспорта, отмечали уменьшение уровня альфа-амилазы крови на 27,4%. УЗИ динамика указывала на уменьшение отека поджелудочной железы, уменьшение патологической секреции. Необходимо отметить, что полученные положительные тенденции, отмеченные у больных в критических состояниях различной этиологии после применения перфторана, еще раз подтверждают “универсальность” данного препарата для применения в лечении реанимационных больных. Летальность у больных, получавших перфторан, по сравнению с контрольными группами, достоверно уменьшилась на 14,3%.
Выводы. Применение перфторана улучшает доставку, потребление и коэффициент экстракции кислорода у больных в критических состояниях различного генеза и позволяет снизить летальность, благодаря органопротективному действию.
Литература:
1. Мороз В.В., Крылов Н.Л. Некогда спорные, но сегодня решенные вопросы применения перфторана в клинике. Пущино: ОНТИ ПНЦ РАН. 1999, с.25-32.
2. Софронов Г.А., Селиванов Е.А., Ханевич М.Д и др. Применение перфторана при операциях на органах брюшной полости. Пущино: ОНТИ ПНЦ РАН. 1999, с.32-37
3. Веремеенко С.Н., Карпов Д.Ю., Кичев Г.С. и др. Динамика электроэнцефалографических показателей при применении перфторана у пострадавших с тяжелой черепно-мозговой травмой. Пущино: ОНТИ ПНЦ РАН. 1999, с.94-102.