"Голубая кровь" для Олежки.
Газета "Кузбасс" № 199 от 28.10.2003

Профессионализм кемеровских токсикологов и отечественный кровезаменитель перфторан спасли жизнь двухлетнему мальчику.

В ту злополучную субботу жительница Тайги Ирина Мячина, как всегда поехала на дачу. Маленького Олежку сначала хотела взять с собой, но потом оставила с бабушкой. Та хоть и собиралась белить, не возражала: одного внука ей уже подкинули, а вдвоем ребятишкам будет веселей. …Разведенный к побелке медный купорос стоял далеко от края стола. Но был он таким праздничным, таким ярко-синим!.. Четырехлетний Саша дотянулся до баночки и пригубил. Но то ли напиток ему не понравился, то ли младший брат помешал, а только сделал он всего глоток. Олежка же выпил с полстакана. Перепуганная бабушка кинулась вызывать "скорую". Саше промыли желудок, а Олега увезли в Тайгинскую железнодорожную больницу. Тайгинские врачи попытались справиться сами, но мальчик "тяжелел" на глазах. Купорос - сильнейший яд, попадая в кровь, он разрушает эритроциты, отвечающие за перенос кислорода к органам и тканям. А жить без кислорода человек не может. К тому же разрушенные эритроциты "забивают" почки, и наступает острая почечная недостаточность.

В общем, маму Иру уже стали готовить к тому, что она потеряет сына. Когда через два дня Олежку все же перевели в специализированный токсикологический центр кемеровской горбольницы №3 шансов на его спасение оставалось крайне мало. Больше двух недель мальчик находился между жизнью и смертью. Спасло его не чуда, а профессионализм и самоотверженность токсикологов, сутками не отходивших от постельки нестандартного пациента. Купоросные отравления в практике кемеровских врачей вообще редкость. Случайные или намеренные, они распространены в средней полосе России, где купорос широко применяется в сельском хозяйстве.

В Кузбассе же попытки самоубийства связанны в основном с приемом уксусной кислоты или таблеток. А статистику несчастных случаев определяют передозировки наркотиков, угарный газ и селитра, которой народ по ошибке "солит" пищу. В случае с Олежкой, дело осложнялось еще и тем, что он был мал и не мог описать свое состояние.

Рассказывает заведующий токсикологическим отделением Константин Сиворонов:

- Состояние ребенка было крайне тяжелым, уровень распада эритроцитов - очень высоким. Срочно требовалось подключить его к искусственной почке, а мы никогда не проводили гемодиализ двухлетним малышам! Ребенок ведь отличается от взрослого не только массой тела, но и специфичностью реакции на те или иные лекарства и процедуры. Позвонили в отделение хронического гемодиализа облбольницы - они тоже не имели дела с такими маленькими. Стали действовать буквально на ощупь, методом подбора…

- В первые сутки Олегу полностью заменили кровь. О системах переливания и речи быть не могло, все делали вручную, с помощью обыкновенных шприцев, - добавляет лечащий врач мальчика Денис Афанасьев. - Доктора садились рядом, выкачивали несколько миллилитров крови через катетер, вместо нее вводили порцию донорской.

И так раз за разом в течение нескольких часов. Подобным же образом проводили и плазмоферез: забирали кровь, разделяли ее на фракции, эритроциты возвращали обратно, а "засоренную" продуктами распада плазму выливали и заменяли на донорскую… Спас мальчика и отечественный кровезаменитель перфторан, переданный токсикологам специалистами Кемеровского областного центра медицины катастроф (директор центра доктор медицинских наук Ильгиз Галеев, его заместитель по научной части доктор медицинских наук, профессор Анатолий Кричевский). Перфторан, прозванный медиками "голубой кровью", представляет собой синтетический раствор, насыщенный кислородом. Он обладает высокой устойчивостью к действию даже очень сильных ядов: попав в кровяное русло больного, не обращает внимания на отраву и легко несет кислород ко всем жизненно важным органам.

В здравоохранении Кузбасса голубую кровь стали применять совсем недавно - в комплексной терапии отравлений угарным газом и селитрой. За новый способ восстановления работы сердца при отравлении кровяными ядами центр медицины катастроф получил золотую медаль международного салона "Архимед-2003", где были выставлены самые перспективные технологии стран-участниц. Методика кемеровчан была внесена и в банк данных перспективных технологий России. В общем Олежке Мячину крупно повезло: вытаскивая незадачливого дегустатора с того света, врачи использовали все доступные им способы и средства. С прошлой среды в состоянии мальчика наконец-то наметилась четкая положительная динамика, и суеверные токсикологи согласились пообщаться с журналистами.

Сам юный герой, заваленный игрушками-погремушками, чувствовал себя настолько хорошо, что уже начал проявлять характер и, в зависимости от обстоятельств, капризничать и улыбаться. Вот и нас с фотокором встретил не очень приветливо, а увидев лечащего доктора, вообще собрался зареветь. Но потом раздумал и даже стал позировать. Его мать, которую положили в одну палату с сыном, буквально светилась от счастья и просила через газету рассказать, как низко она кланяется докторам, как благодарна им за спасение своего Олежки. Что мы с удовольствием и делаем. И на всякий случай напоминаем всем прочим родителям: будьте бдительны!

В жизни всегда есть место подвигу, но стоит ли доказывать эту аксиому, по недосмотру и безалаберности "подставляя" собственных детей?

Валентина Акимова.